˿

« Назад | Страна Russia | Вперед »

Про метро, морозы и людскую теплоту

Эмили Шервин Эмили Шервин | 11:15, вторник, 23 августа 2011-23, 11:15

В Нижнем Новгороде метро только строится. Некоторые участки уже начали работать, но не в центре. Например, там, где я живу, или где находится мой университет, метро еще нет. В этом смысле мне не повезло, так как местное метро кажется мне очень удобным: в нем легко ориентироваться, даже если толком не знаешь город. Поезда быстрые и останавливаются на каждой станции, которая отмечена на карте. Кстати, карта очень удобна для пользования.

Поселившись вдали от станций метро, я столкнулась с рядом трудностей. Было тяжело  преодолевать длинные дистанции, стараясь при этом не поскользнуться в гололед. Но еще сложнее было вникать в ситуацию с трамваями и автобусами. Это в Нижнем Новгороде оказалось не такой уж простой задачей.

До 1990 года Нижний был закрытым городом (никого из-за границы в советское время сюда не пускали). В результате, с одной стороны, местное население до сих пор относится к иностранцам с большим интересом. Но с другой стороны, транспортная система города рассчитана только на своих  - на тех, кто и так знает, куда и как им добираться. Зачастую о местонахождении остановки можно догадаться только по толпе людей, которые явно чего-то ждут. Но если потенциальных пассажиров не наблюдается, и вы не имеете никакого представления, где должна быть остановка, то результат можно легко себе представить.  

Иногда вблизи остановки может находиться маленькая табличка (20 на 30 см), но, я подчеркиваю, так бывает не всегда. А если табличка и есть, то на ней ничего кроме номеров маршрутов не обозначено. Иногда, правда, там есть и расписание движения автобусов или трамваев, но на практике оно оказывается приблизительным, то есть далеким от реальности.

Реакция жителей Нижнего на вопросы о том, как проехать в определенном направлении, возможно, также связана с тем, что когда-то это был "закрытый" город. Помню, когда я только приехала, мне нужно было пересесть с одного автобуса на другой. Сойдя с первого, я попыталась выяснить, где же я могу сесть на следующий. Мои поиски осложнились, как оказалось, потому что водитель первого автобуса остановился не там, где следовало. Я обратилась за помощью к двум прохожим.

Первой была молодая женщина, которая просто взглянула на меня, как будто со мной было что-то не в порядке, и пошла дальше, не сказав ни слова. Вторая женщина, чуть постарше, была настроена гораздо дружелюбнее. Сама она не знала, где находится эта остановка, но ей очень хотелось мне помочь. Так что поиски мы продолжили уже вместе, причем с вопросами к другим людям обращалась уже она. С таким диаметрально противоположным отношением местных людей мне пришлось столкнуться не раз: либо полнейшее равнодушие, либо крайняя доброта.

Когда люди осознают, что я иностранка, на меня порой обрушивается (иногда неожиданно и без всякой меры) волна внимания и заботы. Несколько человек буквально в первые минуты знакомства уже приглашали меня погостить либо у них на даче, либо дома.

Моя учительница русского языка преподает на филологическом факультете местного вуза. Она попросила трех своих студенток с третьего курса помочь мне по ряду общих предметов. Когда же в назначенный день я открыла дверь аудитории, где мы должны были заниматься, меня встретила группа из десяти человек, и все они с нетерпением ожидали моего прихода.

Прежде всего, им хотелось узнать, почему я приехала в Россию. Подразумевалось, как мне кажется, нечто в духе: "Зачем ехать сюда, когда жить у вас гораздо интереснее? Вы могли бы поехать куда угодно, вы могли поехать в Париж!"

Иногда (правда, очень редко), когда холод пробирает до костей, когда ноги немеют от мороза, а лицо, кажется, вот-вот целиком отвалится – настолько оно промерзло, я непроизвольно перехожу в душе на мат и задаюсь тем же самым вопросом. Но теплота, которая исходит от людей, настолько согревает, что все мысли о холоде отходят на задний план.

С другой стороны, суровость климата иногда проявляется и в виде "прохладного" отношения людей. Однажды я решила воспользоваться маршруткой. В тот день мороз был особенно крепок (так что моя бутылка напитка Nestea заледенела), а мне надо было успеть сразу в несколько мест. Маршрутка оказалась набита до отказа. Не будучи уверенной, куда она направляется, через открытые двери я спросила у пассажиров, едет ли она до энного места. Никто не отозвался, и я обратилась с тем же вопросом к водителю. На этот раз прогремело дружное "ДА!" Причем выглядело все это довольно театрально: на злых лицах пассажиров явно читалась мысль: "Что за дурацкий вопрос?!"

Я запрыгнула в маршрутку, но в тот же момент двери стали закрываться, и меня хорошенько прихлопнуло, причем не один раз. Видимо, из-за того, что я, сама того не понимая, оказалась в "опасной" близости от дверей, ситуация повторилась и на следующей остановке. Вид у меня, наверное, был довольно жалкий (я готова была заплакать). Вместо хоть какой-то моральной поддержки в виде сочувственных улыбок или просто взглядов остальных пассажиров я наткнулась на стену безразличия. Никто даже не взглянул в мою сторону. Каждый был занят своими мыслями.

Наконец-то маршрутка "выплюнула" меня. Как оказалось, в правильном месте. Такие моменты до сих пор остаются для меня триумфом. Обычно я переспрашиваю – та ли эта остановка - триллион раз, даже после самых утвердительных "да".

Но в следующий момент мне было уже не до триумфов – я поскользнулась и шлепнулась на землю. Наградой за все мои несчастья стала пицца с тем же холодным чаем известной марки в ближайшем кафе быстрого питания.

Кажется, что, с одной стороны, все думают только о своих проблемах. Но, с другой стороны, в более удачный день замечаешь, что во всех видах общественного транспорта России существует особая атмосфера взаимопомощи. Вместо того чтобы самому пробиваться за билетом, россияне молча передают деньги за проезд ближайшему человеку. Получается молчаливая автоматическая цепная реакция в сторону кондуктора. Магическим образом цепочка срабатывает и в обратном направлении: правильный билет с точной суммой сдачи всегда находит хозяина. Возможно, это отголоски советского времени? Или же это находчивость тех, кто предпочитает избегать лишних усилий?

КомментарииОставить комментарий

  • 1. в 12:47 PM 23 авг 2011, Евгений написал(а):

    Вообще-то метро в Нижнем работает с 1985 года. Оно маленькое, типа пражского, может когда-нибудь и построят все намеченные станции, что-бы связать все районы города.

˿ iD

˿ navigation

˿ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.