˿

Архив 2010-03

О политическом юморе

Эмма Стикголд | 15:54, вторник, 30 марта

Комментарии (16)

Мой любимый вид юмора - это тот, который труднее всего встретить на российской земле: политический.

С тех пор как я приехала в Россию, я поддерживаю связь с Америкой посредством 22-минутной телевизионной программы псевдоновостей.

В ней шутят над американскими политиками и СМИ - причем очень остроумно, с помощью простых монтажей из видеоклипов, которые подчеркивают, насколько несовершенна наша система.

Время от времени я по-настоящему хохочу перед экраном над умными шутками, высмеивающими нашу самоуверенность. Но в то же время, я совсем не считаю, что самоуверенность делает нас слабее.

Мне всегда нравился российский юмор - особенно черный. Хорошие русские анекдоты превзойти очень трудно. Но именно о политике, особенно о большой, шуток как-то мало. В этой сфере жизни россиянам явно не помешает щедрое вливание здорового юмора.

Я люблю пересматривать фильмы про Шурика снова и снова, они очень смешные. Но когда же в России появится аналог передач The Daily Show и Saturday Night Live?

Вероятно, скоро, поскольку недавно начали идти сразу несколько новых программ, у которых есть потенциал, в конце концов, совместить две мои любимые вещи - политику и юмор.

Я не имею в виду тот юмор, который настроит избирателей на еще более скептический лад. Я сейчас говорю про художественный, остроумный способ научить политиков и СМИ не расслабляться.

Это шутки, от которых ты просто закатываешь глаза и смеешься, потому что знаешь, что никто не совершенен.

Конечно, на уровне отдельных семей, за дверями квартир, постоянно звучат шутливые комментарии по поводу политики, я сама постоянно слышу, как люди ими обмениваются. Но мне просто интересно, как подобные шутки прозвучали бы для более широкой аудитории.

К тому же, есть все-таки разница между теми подколками, которые я слышала в России, и куда более язвительной американской политической сатирой.

Я думаю, многим интересно, какое будущее у программ вроде "Прожектор Пэрис Хилтон" Первого канала, которую газета New York Times сравнивала с The Daily Show Джона Стюарта.

Подобные передачи вполне могут расцвести, поскольку начальство телеканала дало понять, что к ним есть большой интерес. Или их может постигнуть та же судьба, что и программу "Куклы", которую сняли с эфира, по всей видимости, за то, что создатели слегка перебрали с шутками над определенными персонажами.

Но отсутствие политического юмора на широком уровне как раз очень много говорит о российской культуре и соответствует моему личному опыту и впечатлениям, которым посвящен этот блог.

Когда я была школьницей, оценка в 97% правильных ответов на экзамене вызывала у моих родителей вопрос: "А что ты сделала неправильно?" Им было неважно, что 97% работы я сделала абсолютно правильно.

То же самое с российским восприятием негативной информации. Если я посвящу 97% своего блога хвалебным одам России, но при этом позволю себе небольшой комментарий, который можно истолковать как негативный, все похвалы большинство моих российских друзей проигнорируют.

Этот аспект культуры меня, конечно, немного удивил, потому что я всегда относилась к себе с юмором - смеялась над своей неуклюжестью, над лишними 12 килограммами веса, которые у меня были (но недолго - если вы читали про мой новый фитнесс-режим).

Ко всем недостаткам, которые у меня есть, я стараюсь относиться со смехом, потому что мне кажется, что есть способ делать это с уверенностью, сражая людей на повал.

Еще раз подчеркну, что по моим наблюдениям, в узком кругу многие россияне готовы смеяться над разными недостатками своей страны, но никак не в СМИ или на телевидении над промахами политиков.

Привычка почем зря насмехаться над людьми - знаменитыми или нет - раздражает. А постоянно слушать про талант Джорджа Буша делать ляпы в своих речах тоже в какой-то момент надоедает.

Но все-таки в юморе русских есть сильный элемент остроумия, который позволяет надеяться, что если они и к политике подойдут с подобным настроем, материал получится хороший, качественный и очень смешной.

Жду с нетерпением возможности его услышать.

За стенами интерната

Ховард Эймос Ховард Эймос | 15:14, среда, 24 марта

Комментарии (3)

На бумаге в Бельско-Устьенском интернате для умственно отсталых детей, где я работаю, живет 93 ребенка.

Но из-за болезней, временного расселения по семьям и набирающих популярность схем усыновления и удочерения обычно здесь можно застать около 60-70 детей.

Их называют "бездомными", но на самом деле у более 90 процентов жителей интерната в поселке Бельское-Устье Псковской области хотя бы один из родителей жив.

По обе стороны дороги, ведущей к детскому дому, стоят ровные ряды высоких деревьев. Это напоминание о том, что когда-то здесь недалеко было поместье с ухоженным садом. Его сожгли дотла в 1917 году.

Главный корпус интерната - здание из серого кирпича с зелеными оконными рамами. Вокруг него разбросаны цветочные клумбы, турники и паутинки для лазания.

Есть подобие волейбольной площадки, небольшое футбольное поле, песочница, качели и даже пруд, в котором плавают вечно неподвижные лебеди из черного дерева.

Интернат совсем не видно с главной дороги поселка. Здание настолько призрачно незаметное, что даже когда находишься от него в двух шагах, можно легко пройти мимо и не понять, кто там живет и что происходит за его стенами.

С другой стороны, случайных прохожих здесь практически не бывает.
Детей поделили на 8 групп - исходя из степени их инвалидности, возраста и пола. В каждой группе от шести до 12 человек, и это деление выполняет чрезвычайно важную организационную роль в интернате.

За каждой из групп присматривает воспитательница - она проводит со своими подопечными по 12 часов каждые три дня. Внутри этого коллектива разворачивается жизнь, "семейнее" которой у этих детей нет.

На время школьных часов ребята распределены по классам по способностям к учебе, но остаток дня они проводят именно внутри своих групп. Они вместе играют, вместе спят и вместе едят.

В каждой группе своя особенная атмосфера. Старшие мальчики жесткие, физически сильные и могут вести себя угрожающе. Девочки в группах помладше - шумные, улыбчивые и легкомысленные.

Раньше в Бельско-Устьенском интернате не было никого младше восьми (дети живут здесь до 18-ти), но в последнее время сюда стали прибывать и четырехлетние.
Распорядок дня здесь очень важен. Дети просыпаются каждый день в одно и то же время; завтракают, обедают и ужинают в определенные часы; спят днем с двух до четырех и ложатся спать вечером одновременно с остальными ребятами из своей группы.

В сентябре 2008 года в интернате заработала школа. До этого дети из дома-интерната официально считались государством "необучаемыми".

Поскольку у учителей нет навыков обучения детей с ограниченными возможностями, а сами дети не привыкли к работе в школьном классе, образование здесь бессистемное.
Ни один из детей не может свободно писать или читать.

Атмосфера анархии то и дело возникает прямо во время уроков, но, в то же время, это интересный контраст по сравнению с остальными составляющими распорядка дня ребят.

Вдобавок к четкому расписанию с его успокаивающим эффектом, контроль в детском доме поддерживается с помощью запертых дверей и ворот. Чтобы попасть из одной части здания в другую, необходимо постоянно просить ключи, стучать в двери и греметь замками для привлечения внимания.

Многие из посетителей, когда они попадают в Бельско-Устьенский интернат в первый раз, расстраиваются, видя, как дети протягивают руки через запертые решетчатые двери.

Но люди, которые здесь работают, считают подобные меры исключительно практической необходимостью. Альтернативой были бы склоки, побеги и возможные беременности.
Если не считать неизбежные потертые поверхности - в местах, где дети сидят и вертятся, - интерьер в интернате довольно опрятный.

Стены в помещении зеленого цвета, за исключением последнего метра перед потолком, который выкрашен белым.

Повсюду развешены рисунки и прочие детские работы, а кабинеты администрации заставлены горшками с комнатными растениями.

В новогодний период изрядные усилия затрачиваются на украшение коридоров и классов бумажными снежинками, гирляндами и праздничными картинками.

А в жилых комнатах, не слишком богатых предметами интерьера, на стенах висят большие коричневые ковры со скачущими лошадями, праздно расхаживающими львами и прочими картинами дикой природы.

Когда англичанин думает о детском доме, ему первым делом на ум приходят викторианские сцены из "Приключений Оливера Твиста" Чарльза Диккенса: чумазые дети протягивают руки и головы через устрашающие железные решетки.

Интернат в поселке Бельское-Устье совсем не такой. Несмотря на решетки и закрытые двери, в глаза не бросается, что дети испытывают тут лишения. Некоторые местные жители даже считают, что условия в интернате слишком хорошие.

О беззаботной жизни экспатов в Москве

Эдмунд Харрис Эдмунд Харрис | 12:30, среда, 17 марта

Комментарии (2)

В музее, находящемся в пьедестале статуи Свободы, имеется бронзовая пластина, на которой выгравирован сонет "Новый Колосс", содержащие (тут в несколько вольном переводе Владимира Лазаруса) следующие знаменитые строки:

А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!

Думается, что надо бы выгравировать эти же строки в каком-то видном месте в центре Москвы. Вместо статуи Свободы вполне пригодился бы, например, церетилиевский Петр.

Шутки шутками, но мне кажется, что в этом все-таки что-то и есть. С тех пор, как я вернулся в Англию из Москвы, прожив там без малого шесть лет, я очень много вдавался в размышления о том, каково это было вообще жить там и в чем относительные преимущества Москвы и Лондона. Ну, а естественно, я не раз задавался вопросом, а на кой мне это вообще было надо?

По образованию я русист. Подобно многим выпускникам-гуманитариям, закончив университет, я оказался на совершенно бесперспективной работе. Короче говоря, я решил, что самое достойное применение мои таланты найдут в России. И не ошибся. Где-то в течение второго года проживания там я понял, что если образование - это инвестиции, то русист может заработать при его помощи самые высокие проценты именно в русскоязычной стране.

Но тут надо упомянуть одну важную оговорку. Рано или поздно для таких как я непременно наступает пора, когда надо подвести черту под всем этим весельем. Ну не будем же делать вид, что дела обстоят иначе - экспатов привлекает в Москве именно насыщенная ночная жизнь, бесконечные, спонтанно возникающие тусовки, возможность обзавестись большим количеством новых знакомств, в том числе и женскими. Согласно результатам опроса, опубликованным в прошлом году в газете The Moscow Times, они как раз считают все это главным преимуществом проживания в России, компенсирующим все многочисленные недостатки, которые, в своей совокупности, иначе были бы невыносимы.

Я могу честно сказать, что для меня первые два с половиной года в Москве - это была возможность вновь жить "студенческой" жизнью, только она, пожалуй, была намного лучше и насыщеннее, чем мои настоящие студенческие годы. Это была возможность вернуться к той жизни, которая до этого мне казалась ушедшей навсегда в прошлое, и я ей был несказанно рад. Кусайте локти, бывшие однокурсники мои, отягощенные тяжелым игом суровой, ответственной взрослой жизни!

Но, отгуляв определенный срок (года два), ты должен непременно задаться вопросом: А ради чего, собственно, я здесь нахожусь? Если у тебя профессиональная жизнь и личная жизнь складываются успешно, и ты твердо знаешь - а это принципиально важно - что ты сможешь вернуться на родину в любое время, будь в этом необходимость, и что твоя профессия там пользуется спросом, то отлично - вопросов нет. Но, как это уже очевидно, предпосылок для положительного ответа на этот вопрос немало.

Проблема для лингвистов в том, что знание языка - это инструмент, а не ремесло. Нет, вы меня поймите правильно. Умение цитировать наизусть Пушкина - это все прекрасно и я нисколько не хочу умалять значение такого знания. Но оно не очень-то годится при столкновении с жестокой реальностью. Видите ли, для многих иностранцев, Россия - это некий белый лист, на котором они изображают воплощение своего идеала. Например, для британских интеллигентов левого толка 1930-х годов - это была страна победившего социализма. Для одного моего товарища по университету, принявшего православие (пока поездка в Петербург не рассеяла его иллюзии окончательно), - Третий Рим, оплот истинной веры. Для недогадливых зарубежных читателей газеты Exile - рай для гедонистов.

Но рано или поздно эти идеалы терпят крах. Поэтому самыми здравомыслящими экспатами всегда казались мне те, кого их работодатель отправил в московское представительство по делу, но которые обладали достаточной долей любознательности, чтобы вникать в происходящее вокруг. Такие приезжают без иллюзий.

Но что скажем про тех, кто приехал в Россию жить, так сказать, по собственной инициативе? Многие преуспевают в работе и всячески извлекают максимум из своего пребывания в стране. Но есть и те, кто бредет бесцельно по жизни, не богатея и не продвигаясь по карьерной лестнице. От них складывается ощущение, что им что-то мешало вести полноценную жизнь у себя на родине, и вместо того, чтобы преодолеть эту преграду, они уехали в Россию, чтобы избавиться от обязательства жить по таким правилам и чтобы пользоваться тем почетом, которым иностранцы из "капстран" до сих пор пользуются кое-где в России. Если отсутствие знания языка мешает в полной мере оценивать реальность - тем лучше.

Доходит до того, что встречаются совершенно неадекватные люди, которые позволяют себе вести себя так, как было бы совершенно недопустимо у себя на родине. Знаю по личному опыту. Лучшее, что я могу сказать про них - им нужно срочно обратиться за помощью к психиатру. А ведь жить в России непросто, а порой и вообще тяжело. Казалось бы, неужели это самое подходящее ПМЖ для человека с хрупкой психикой? Конечно, нет. Разгадка заключается в том, что это страна далекая, да и доступна она только тем, кому посчастливилось получить визу. Короче, это эскапизм в своей наихудшей ипостаси.

А мне отдайте из глубин бездонных,
Своих невротиков, люд забитый свой,
Пошлите мне лузеров, неудачников,
Я им свечу у двери золотой!

Да, звучит все это очень желчно, конечно. Но не обижайтесь на меня. Просто знайте, что тот факт, что Москва знаменита своей тусовочной жизнью, в чем-то может послужить яркой метафорой экспатовской жизни в целом. Ведь неприлично оставаться на вечеринке, когда холодный утренний свет проникает в накуренную, темную комнату, гомон уже стих, бухло допито, влюбленные парочки разошлись по спальням, а остальные гости валяются пьяными на полу. Верна, как всегда, поговорка - Quit while you're ahead.

Иначе коллектив накажет

На что только ни жалуются иностранцы, которые работают в России, - на проблемы с получением рабочей визы, на нежелание их российских коллег открывать окна, когда в офисе душно... Однако работа в российском офисе имеет одно неоспоримое преимущество - там всегда полно шоколада.

Конфеты, шоколадки, торты и иногда даже бутылки вина - все это всегда в наличии в офисе, где я работаю. Как только у кого-нибудь из коллег появляется мало-мальская причина что-нибудь отметить - будь то день рождения или повышение по службе, они тут же приносят угощение для всего офиса. Американцам эта традиция кажется странной - у нас в таких случаях виновник торжества ожидает даров от коллег. А в России все наоборот. Тут нужно проявить щедрость, продемонстрировать всю широту русской души.

Меня особенно трогает обычай, когда человек, вернувшийся из заграничной командировки или отпуска, привозит коллегам оттуда что-нибудь вкусное. Видимо, таким образом, отчасти восстанавливается справедливость: ведь пока ты прохлаждался в Лондоне или на Канарских островах, остальные прозябали в Москве. Эта традиция напоминает мне сцену из фильма "Служебный роман", когда вернувшийся из Швейцарии Самохвалов одаривает коллег сигаретами "Мальборо" и швейцарскими ручками.

Иногда бывает непросто соответствовать российскому офисному этикету. Мне не раз приходилось в последнюю минуту покупать что-нибудь в duty free в аэропорту, когда я вдруг вспоминал, что забыл купить гостинец коллегам. В таких случаях приходится втридорога платить за довольно убогие покупки, вроде коробок шоколада в форме карты Украины.

Но все равно, правил не следуют нарушать, иначе коллектив тебя накажет. Одному из моих британских коллег пришлось сильно покраснеть, когда он вернулся с пустыми руками из командировки в Киев, и одна девушка с невинными видом осведомилась у него, что съестного он привез оттуда для коллег. Через пару недель он вернулся из Ливана с коробкой вкуснейшей пахлавы.

У меня в офисе работают французы, британцы, американцы и русские, так что бывает непросто решить, чем именно порадовать коллег. В придачу к тому, что все мы в различной степени обладаем русской душой, у нас еще и разные вкусы. У нас работают русские мужчины, которые обожают сало и колбасу, а также помешанные на здоровой пище иностранцы, считающие эти продукты смертельной отравой. Так что найти гостинец, который понравится всем, - задача не из простых.

В прошлом году я съездил в Абхазию и привез оттуда вино. Это было рискованное предприятие, потому что у работающих со мной французов свои представления о вине, и я подозревал, что абхазское вино может прийтись им не по вкусу. Однако у меня была бутылка, купленная по рекомендации абхазского винодела, который учился в Европе и мечтал о прекрасном будущем, в котором абхазские вина будут соперничать с бордо или бургундским.

В общем, я решил пойти на риск. В пятницу ближе к концу рабочего дня я разлил вино по бокалам и предложил коллегам. Удивительно, но вино имело успех, оно даже удостоилось сдержанной похвалы французов. Когда первая бутылка закончилась, я открыл вторую. На этот раз это было вино подешевле, его мне никто не рекомендовал. Французы возмутились. "Первая бутылка была хорошая, - прокомментировала моя начальница. - Но вторая - настоящая катастрофа!"

Урок? Если вы хотите угодить всем, лучше не экспериментировать. Ограничьтесь коробкой шоколада.

˿ iD

˿ navigation

˿ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.