Сгущенка, Пушкин и русский шансон
О "русских" магазинах в Германии как о явлении.
Обычный с виду супермаркет. Железные тележки, стеклянные раздвижные двери. Но справа у входа не турецкая "кебабня", а шашлычная "Armenia".
Вокруг течет размеренная жизнь обычного немецкого города. В Дюрене (это запад Германии, недалеко от границы с Голландией и Бельгией) проживает 93 тысячи человек. Из них около 4000 - русскоязычная диаспора. Это много. Но в 1990-м году основатели магазина - Елена и Евгений Мещаниновы - были первыми русскими в округе.

Прозрачные двери разъезжаются, и начинается внезапный "Back to the USSR".


Хозяйственное мыло. Байковые халаты в цветочек из Белоруссии. Пирамида из банок со сгущенкой. Семечки всех сортов. Эмалированные тазики. Веники. Дама в бежевом плаще большим совком насыпает развесную гречку в пакет. Молодой человек в кожаной куртке и трениках заказывает мясо на шашлык.



"Когда мы сюда только приехали, - рассказывает Елена, - мы еще сами не знали толком, чем будем заниматься". Довольно быстро я поняла, что если срочно не найду себе дело, сойду с ума. После Москвы, учебы в МГУ, жизнь в Дюрене казалась анабиозом".
Елена здоровается почти с каждым покупателем. Справляется о здоровье, о родственниках. "А что делать, иначе в эмигрантской среде не получается. Наш магазин давно уже перерос сам себя как магазин. Это клуб по интересам практически. Зал для свиданий с родиной, если хотите", - Елена улыбается и поправляет на полках упаковки с крапивным чаем.


"Не так давно мы организовали бесплатные автобусы по субботам для пенсионеров со всей округи. Вы бы видели глаза наших старичков и старушек, которые месяцами не выходили за ограду своих пансионов для престарелых или за пределы квартир. Да они так благодарили, что я еле слезы сдерживала".
С того момента, как маленький магазинчик Мещаниновых стал большим и вошел в крупную сеть русских супермаркетов в Германии, прошло больше 15 лет. В 2010-м году торговый оборот всей сети из 92 филиалов составил больше двухсот миллионов евро.

По ассортименту товаров можно изучать географию Европы. Польская водка, московские батончики "Рот-Фронт", ломоносовский фарфор, белорусские неваляшки а-ля 78-й год, украинский "Тройной" одеколон. "Pelmeni Sibirskie" теперь лепят в Хайльбронне, ряженку квасят в Гамбурге, а в слове "борщ", оказывается, десять букв. А в "щи" - восемь.




"И что, покупают одеколон-то? А тазики эмалированные?" – спрашиваю я.
"Пока спрос есть, - подключился к разговору Евгений. Наш магазин один из последних в сети, где еще остались непродовольственные товары и книги. Владельцы многих филиалов посчитали невыгодным торговать чем-то, кроме продуктов. А мы пока держимся".



Вот и хорошо, что держатся. И может, не так страшно, что Пушкин, Высоцкий и Цветаева делят полку с русским шансоном и озорными частушками. В конце концов, а как иначе еще уместить весь бывший Союз на пятистах квадратных метрах?
